Юбиляры - Сорок пять плюс сорок пять

Сорок пять плюс сорок пять

Когда смотришь на таких женщин, как Людмила Петровна Прохорова, понимаешь, что возраст - это всего лишь обычные цифры. 13 февраля, ей исполнется 90 лет. За плечами - целая жизнь: страшные военные и тяжелые послевоенные годы, которые могут сломить даже крепкого мужчину. Не говоря уже о хрупкой женщине…

- А чего жизнь? Нормальная жизнь, - утверждает пожилая женщина, - есть что вспомнить. Если бы Боженька дал мне шанс прожить ее по-другому, ни за что бы не согласилась!

 

Родилась и выросла Людмила Петровна в поселке Глушково. Отец был конюхом, а мама занималась домашним хозяйством. Когда ей исполнилось пятнадцать лет, в поселок пришли немцы и угнали детей и женщин в плен.

- Мне повезло, - вспоминает Людмила Петровна, - я попала в Кореневский район - фактически дома. Сколько тут верст? Всего ничего.

Определили пятнадцатилетнюю девушку в колхоз.

- И свеклу полола, и снопы вязала. Я хоть худенькая и маленькая была, но к труду привычная. Так что ничего, справлялась.

Дальнейшее повествование напомнило мне известное произведение Александра Фадеева "Молодая гвардия". Дни шли за днями, и вдруг известие, которое уже и надеялись получить!

- Узнали мы, что наши войска освободили Шагарово. Идут на Глушково. А моста-то нет!

Тогда Людмила Петровна и еще несколько молодых людей сбежали и окольными тропами вернулись к родному поселку, где днем и ночью строили плоты, чтобы помочь переправиться советским воинам.

- Как сейчас помню, - говорит она, - впереди всегда шла разведка, потом остальные. Мы переправляли лошадей, орудия, солдат. Много их было.

Поселок освободили, разведчики направились в сторону Званного, за ними солдаты. А местные жители остались на пепелище.

- У многих тогда хаты спалили проклятые фашисты! Скитались по людям  да по чужим дворам.

Но самое страшное, по словам Людмилы Петровны, мины, которые оставили после себя немцы.

- Хлопец один решил, что это миска, и стал откапывать. А она как бабахнет!

Нередко на минах подрывались маленькие дети.

Говорят, что хуже войны ничего быть не может. Послевоенные годы полностью опровергли эту теорию - голод, разруха, мужчин в селах почти не было, и весь тяжкий труд по восстановлению хозяйства лег на плечи женщин. Трудиться приходилось фактически круглосуточно, без сна и отдыха.

- Где мне только ни приходилось работать, всех "профессий" не перечислить! А выходные? Как же не было. У меня был один раз - смех, да и только!

Как-то сломался у них единственный трактор. Председатель сжалился над вымотанными и уставшими женщинами и разрешил им, пока технику не починят, разойтись по домам. Пришла Людмила домой, легла и уснула.

- Как уснула, даже не поняла. Думала, полежу чуток. Вот только разбудить меня уже никто не смог, даже думали, что я умерла. И ведь слышу сквозь сон, что меня будят, а ни ногой, ни рукой пошевелить не могу. Чуть не похоронили меня тогда, зато выспалась.

Позднее Людмила Петровна завербовалась на Сахалин. Работала гардеробщицей в южно-сахалинском Доме пионеров. Там и встретила будущего мужа Николая. Молодой человек проходил воинскую службу. А когда отслужил, они поженились. Николай устроился шофером - развозил хлеб. Но на Сахалине супружеская пара оставаться не захотела. Сначала переехали на родину мужа, в Краснодарский край. А когда пошли дети, вернулись в Глушково.

- Нам моя мама помогала, нянчилась с внуком и двумя внучками. А мы устроились на работу в "Межколхозстрой".

Тридцать шесть лет назад Людмила Петровна стала вдовой. Да и ее тоже здоровье подкачало - женщина перенесла инсульт, после чего стала плохо слышать. Заботу о матери взяли на себя старший сын Николай и младшая дочь Валентина.

- Кресло они мне инвалидное купили, - возмущается пожилая женщина, -  чего удумали. Ноги ходят? Ходят! Ну, и зачем оно мне?

Дочь Валентина только руками разводит - мама у нее неугомонная. С ранней весны и до поздней осени Людмилу Петровну просто не выгонишь с огорода. И это в ее возрасте!

- Да не могу я без дела сидеть! Когда здоровье позволяло, я и соседям всегда помогала.

И именно здоровье - лучшее пожелание на юбилей. А больше, по ее словам, ничего и не надо.

Маргарита Бганцева

Дополнительная информация