Старшее поколение - В гостях у бабушки

В гостях у бабушки

Поезд в курортный крымский городок пришёл ночью. Из вагона вышла скромненько одетая женщина с чемоданом и сумочкой и спросила у проходящего мимо военного дорогу к санаторию. Тот указал направление, и приезжая двинулась дальше. Найдя нужное учреждение, вошла к дежурной по санаторию.

-А они там чай сидят пьют из самовара, меня пригласили. Ну, я стакан чаю выпила, печеньице одно съела: больше постеснялась. А потом мне предложили в баню пойти.

Я пошла, а там темно: если бы была городская, то попросила бы свет включить, а то в потёмках руки-ноги помыла, по волосам провела мокрыми ладонями, да и баня вся. Потом в палату меня заселили, и уж после курортная жизнь пошла.

-А дома на хозяйстве кто оставался?

-Как кто? Супруг с сыновьями, они у нас с малых лет к труду приучены были, никакой работы не боялись. Младший Ваня и стадо колхозное помогал пасти отцу, верхом на лошади в седле хорошо держался. Да и не было меня не так уж долго, а уж если еду приготовить надо, то соседки мои семью не оставляли: здесь, в деревне, проще всё.

Так рассказывает о своей поездке к Чёрному морю по путёвке, которой она была премирована как одна из лучших работниц колхоза «Победа», Наталья Ивановна Щербакова. На днях женщине этой исполнилось ровно девяносто. В день юбилея мы и побывали у неё в гостях. Теперь она на отдыхе, самом что ни на есть  заслуженном. Ибо за плечами таких тружениц - крестьянок как она – целый век. Их руками поднимались после войны колхозы, пахалась земля, сеялся и убирался хлеб, восстанавливалась из руин и пепла страна. Когда Наталье Ивановне пришла пора выхода на пенсию, то при подсчёте её трудовой стаж оказался без малого почти пятьдесят лет.

-Немножко не хватило до полтинника, годы, где не был выработан минимум колхозных выходов, не зачли в стаж, но я ведь не прогуливала, нам с мужем надо было дом строить, а это требовало и времени, и личного присутствия.

Её память хранит столько событий, случившихся в жизни семьи и людей, её окружавших, что по ним можно создать целую сагу. Повествования о её жизни просты и бесхитростны, как и сама жизнь, полная лишений, тяжкого крестьянского труда и ежедневных хлопот. Она родилась в Сергеевке – деревеньке небольшой и уютной, раскинувшейся среди полей. Ходила в школу, окончила шесть классов. Помнит, как холодными снежными зимами они ватагой шли из Сергеевки в Кульбакинскую школу. По утрам было ещё темно, и дети, выходя из дому, старались держаться друг друга, не отставать. Бывало, мальчишки убегут вперёд, спрячутся где-либо за сугробом, папиросы раскурят и сидят рядом, а девчонкам кажется, что это волчьи глаза в темноте светятся. А дальше… Пошла трудиться в колхоз, куда председатель мог записать только рослых и сильных подростков. Она же, маленькая, худенькая, ростом не вышла. Зато до работы хваткая. Эту её способность и оценил бригадир, и она бралась за любое дело, лишь бы дали заработать. В конце года за каждый трудодень начислялся заработок – сто, а если повезёт, то и двести граммов зерна.

Она вспоминает голод сорок шестого года, когда случилась страшная засуха и неурожай. Деревня тогда жила тяжело, послевоенные лишения дали о себе знать. И тогда она вместе с братом отправилась в Белоруссию, где на тот момент было немного легче с продовольствием. Там они нанимались на работу в колхозы, иногда даже приходилось просить милостыню. Был пережит, пожалуй, самый страшный и голодный год. После того, как постепенно всё пришло в норму, она возвратилась в своё село.

Время шло, Наталья взрослела, всё также трудилась в хозяйстве, окончила даже курсы агрономов при районной МТС. По весне выезжала в поле, была прицепщиком, сеятелем, помогала на посевной. Вспоминает, как однажды очищала плуги в тракторе, а тракторист запустил машину и поехал, да и разрезал её ногу острым плугом. Крови был полный сапог.

-И что же вы делали?

-Сняла обувь, промыли рану керосином, да тряпками замотали. Зажило всё быстро, - рассказывает Наталья Ивановна.

Замуж она вышла поздно. Ей было уже тридцать семь, когда она познакомилась со своим будущим супругом Михаилом Семёновичем. Работал он на ферме скотником, пас колхозное стадо.

-Как сейчас помню, познакомились осенью, как раз на октябрьскую, - повествует бабушка, - я его увидела тогда и говорю: «Хоть десять годов ещё жди, а от меня не убавится и ко мне не прибавится. Хочешь, бери меня замуж, не хочешь…»

После такого ультиматума Михаил долго раздумывать не стал. Через десять дней они расписались в сельсовете. Увидел Михаил в своей будущей жене не только работящую и рачительную хозяйку, но и замечательного человека с доброй душой. И ни разу не пожалел о том, что она стала его женой: даром что женщина маленькая и хрупкая, зато огромной душевной теплоты и сердца, любви которого хватало и на детей, и на всех домочадцев. После рождения старшего Миши решили строить свой дом, и после новоселья уже в него принесли маленький свёрточек – это был младший Иван, с семьёй которого Наталья Ивановна живёт вот уже больше тридцати лет. Иван Михайлович Щербаков много лет трудился механизатором в хозяйстве, и не просто механизатором, а одним из лучших. Ему присвоено звание заслуженного механизатора Российской Федерации. Так что любовь к труду у Щербаковых – наследственная. Наталья Ивановна – ветеран войны и ветеран труда, награждена многими медалями, грамотами за самоотверженный труд.

Повезло ей и с близкими. Невестка в дом попалась замечательная, свекровь не нарадуется, дай бог всем таких. Уважительное отношение к старшим в семье культивируется с самого раннего детства, и с ней, Натальей Ивановной, по-прежнему советуются и решают многие глобальные вопросы. Самой большой любовью для неё являются внуки и правнуки. Один из них – Сергей - пошёл по стопам мамы – Зинаиды Борисовны и выбрал профессию сельского учителя, окончив исторический факультет Курского университета, второй – Виталий - служит в полиции после окончания ведомственного учебного учреждения. Две дочери старшего сына Юлия и Татьяна тоже выросли и всегда с огромным удовольствием приезжают к бабушке погостить. Это те самые дети, которых она вынянчила и воспитала и которые платят теперь любовью и уважением своей бабушке: ведь именно ей они доверяли секреты и считали самым большим другом. У бабушки – пятеро правнуков.

Несмотря на годы и всё чаще дающее знать о себе нездоровье, Наталья Ивановна ещё пытается помочь в хозяйстве: выйти на прополку огорода, приготовить корма для живности, водящейся во дворе. Секретов своего долголетия не скрывает. Всю жизнь трудилась, что называется, до упаду,  помогала всем добрыми делами или советами. В желаниях всегда была скромной и никогда никому не завидовала. Ей дороги внимание и забота близких и ценно доброе отношение в семье. На её праздничном торте – юбилейная дата – «90»! Разве это возраст? А потому жизнь продолжается.

                   Ирина Третьякова

Дополнительная информация