Старшее поколение - Куда уходят годы?

Куда уходят годы?

Ольге Кузьминичне Бойченко, что живёт на околице Кобылок в самом крайнем домике, исполнилось девяносто лет. Бабушку знает все старшее и среднее поколение односельчан, видя в ней труженицу и безотказную помощницу во всех делах и многих заботах, когда она была молодая, и теперь - добрую советчицу в житейских вопросах.

Всю её жизнь можно представить как жаркую ниву, на которой место для трудов праведных было всегда. Родилась она в далёком двадцать восьмом году в самой простой семье. На момент начала коллективизации отец в колхоз не вступил, а ездил на Украину, где строил дома, занимаясь каменным и штукатурным делом.

Девочка подрастала, и однажды отец взял её с собой в Харьков, где с бригадой работал на стройке. Так она увидела другую жизнь, в которой было все несколько иначе, нежели в родном селе.

Когда началась война, Ольге пошёл четырнадцатый год. Село было оккупировано, и по хатам ходили полицаи и староста, составляли списки подростков, молодёжи, женщин, которые должны были ходить на рытьё окопов. Стояла осень, а многие поля ещё были не скошены, и вот в один из дней, когда колонна молодых людей шла на земляные работы под конвоем, Ольга прямо нырнула в нескошенную рожь, да там и спряталась, а затем побежала домой. Открыв калитку, бросилась к матери: "Не пойду на окопы, не буду помогать немцам, это ж они из этих окопов будут стрелять по нашим солдатам!"  Мама испугалась за дочку, но направила её в Глушково к своей родной сестре, которая и спратала девочку на какое-то время. Вечером в дом пришёл староста, некий Голубенко и спросил о девочке, на что мама ответила: "Вы забрали её на работы, а назад дочка не пришла, это я должна у вас спрашивать, где она!" Так и позабыли про подростка, и в дом больше никто не являлся. А между тем, когда всё улеглось, Ольга вернулась назад домой и переживала оккупацию вместе с семьёй.

Когда прогнали фашистов, устроилась на работу в колхоз, а после войны вновь уехала с отцом на Западную Украину, в один из районов Ровенской области, где шло строительство маслозавода. Там главный бухгалтер предприятия, увидев молодую девушку, решила обучить её профессии. Женщина научила Ольгу считать на счётах, вести финансовые документы, составлять отчёты. И она с огромным удовольствием открывала толстые книги, откидывала костяшки деревянных счёт, складывая, умножая, деля и отнимая, вела кассу, учёт. Все получалось как нельзя лучше. После того как освоила профессию, стала  работать в бухгалтерии, и её ценили на производстве. Однако каждому бухгалтеру, несмотря на то, что он бухгалтер, положен отпуск. Вот и они с отцом отправились в Кобылки навестить семью, где их всегда ждали. Мама работала за трудодни в колхозе, и девушка не понаслышке знала о тяжёлом крестьянском труде. 

И вот будучи в отпуске, Ольга пришла в гости к своей двоюродной сестре, которая и познаокмила его с Николаем, вернувшимся из армии. Он был старше на несколько лет, успел побывать на фронте и только в сорок седьмом году демобилизовался.

-Ну, побачилысь да поженылысь, - так рассказывает о своём замужестве Ольга Кузьминична, - хозяин мой был человеком замечательным. Шутить любил, помогал всем, кто ни попросит, работал механизатором в колхозе. Он был награждён боевыми орденми и медалями, а уж о трудовых наградах и говорить не надо. Только вот умер Николай Тимофеевич рано, не дожил до благ цивилизации, когда в доме тепло не от печки, а от газового отопления, когда есть водопровод и горячая вода.

У Ольги Кузьминичны двое дочерей. Супруг мечтал о сыне, а потому дочек своих в шутку называл Никон (Нина) и Алёшка (Алла). Смеялся и говорил: "Это мои сыновья". А у обеих "сыновей" теперь  свои семьи, внуки. Сейчас в семье Бойченко - четыре поколения.

Рассказы бабушки Ольги могут заворожить любого, кто слушает и интересуется историей - той самой историей, которая была неотъемлемой частью жизни. И хотя она проходила в заботах, вспомнить всегда есть что. 

Так вот, когда их расписали в сельсовете, и она взяла фамилию мужа, невесте надо было возвращаться к месту работы. Когда на заводе узнали, что Ольга уходит, очень посожалели, но не отпустить к супругу не могли. Отработав положенный по закону месяц, она вернулась в Кобылки, где и устроилась сначала в колхоз, а затем в бухгалтерию фабрики.

Работала в те годы главным бухгалтером суконной фабрики легендарная Глафира, которая поняла, что перед ней - не просто начинающий учётчик, а очень добросовестный и исполнительный работник. Ольга Николаевна буквально схватывала всё на лету, а Глафира говорила другим коллегам: "Вот она и техникумов не заканчивала, а в бухгалтерии лучше вас разбирается".

Свою трудовую деятельность закончила Ольга Николаевна в шестьдесят пять лет. Пока позволяло здоровье, была кладовщиком в родном колхозе, учётчицей, весовщицей, счетоводом, кассиром, добросовестно ведя документацию и учёт. Руководство всегда знало, что там, где она, всегда будет порядок.

-Не знаю, когда успели мои годы пролететь...

Сейчас она передвигается в инвалидном кресле, по капле ушло здоровье. Живёт она в своём доме с внучкой и правнучкой, заботясь по-прежнему обо всём и желая всем добра.

                     Ирина Третьякова

Дополнительная информация