Женские судьбы - Доказательства теоремы жизни

Доказательства теоремы жизни

На прошлой неделе с большим букетом цветов в её дом пришли «дети»: - «детям»уже лет по тридцать, и они вполне годятся во внуки, но она считает их до сей поры своими учениками и не устаёт повторять фразу: «Жизнь – это теорема, которую нужно доказывать».

Валентина Никитична Дьяченко – бывший учитель математики Глушковской средней школы, прощаясь со своими мальчиками и девочками, выпуская свой последний класс, посвятила им стихи:

 

Мне 10-А достался, из трёх

                            девятых создавался,

И теперь второй уж год с ним

                                    не ведаю хлопот.

Учились отлично, трудились

                                              энергично.

Я не чаю в них души – ребята

                                       очень хороши.

Спешили, время торопили –

Закончилась бы школьная дорога.

Но вот урок последний:

                                          загрустили,

И в глубине сердец – у всех 

                                               тревога.

Ещё не взрослые, увы,

Но далеко уж и не дети.

Законы жизни таковы,

Что всё проходит, всё на свете.

Хочу, чтоб обошло вас зло,

Чтоб не испортили удачи,

Чтоб в жизни вам всегда везло,

Легко решались все задачи!

Куда ни посмотри - кругом

                                              проблемы.

Сердимся мы, событья торопя.

Запомните: жизнь – это

                                               теорема,

Где каждый должен доказать

                                                          себя!

А ведь со своими учениками она действительно не ведала хлопот. Собственно, как и сама в детстве и юности никогда никому хлопот не доставляла.

Валентина Никитична родилась в Железногорском районе в деревне Веретенино, а школа была в Михайловке, куда она с подружкой каждый день отмеряла несколько километров в любую погоду. Уже тогда она писала стихи в школьную стенгазету.

С подружкой они и подались «учиться на учительниц», поступив на самый трудный факультет в Курском пединституте. Сессия шла за сессией, и вот уже позади – четыре курса, и будущие учительницы, живя в общежитии дружной студенческой компанией, однажды собрались на субботние танцы. За ними зашли молодые люди из художественно-графического училища, и отправились они все вместе. Кроме Валентины - та сидела в комнате и не собиралась никуда идти. И тогда один из молодых людей сказал, что  несправедливо оставлять девушку одну, и, отказавшись от развлечения, остался с ней в общежитии. Он расспросил её о жизни, рассказал о своей. Родом из глушковского Кекино, Иван Васильевич Дьяченко заканчивал своё училище и уезжал работать в Глушковскую школу учителем рисования. Некоторое время они встречались, а затем он уехал в наш дальний район. Валентина же отправилась на каникулы к родителям. Беззаботная и очень счастливая юность, когда давалась легко учёба, когда было много энергии и оптимизма, где всегда находилось время для всего, мчалась неудержимо.

И вот однажды весной к ней в общежитие пришёл Иван и сходу заявил, что хотел бы видеть её своей женой. Она, признаться, не ожидала такого поворота, и только спросила: будет ли свадьба? На что жених ответил, что будет так, как решит она, но он не против просто расписаться, если её это устроит. Её это устраивало лучшим образом. Валентина Никитична, заботясь о том, чтобы с ней рядом было комфортно другим, не любила обременять окружающих, да и средств на шумную свадьбу у молодых не было. А потому сказала, что её тётя работает секретарём в сельсовете и распишет их в два счёта. Вдвоём жених и невеста поехали в Железногорский район, где тётя, исполнив все формальности, выдала молодым свидетельство о браке – первый семейный документ, с которым те отправились к родителям невесты. Дойдя до своей деревни, обнаружили, что переходить надо вброд через ручей, а новоиспечённый супруг был в весенних туфлях. И тогда пришлось Валентине взвалить его на свои плечи и перенести через ручей. Это, как в русских сказках, было первым семейным испытанием.

Прошли государственные выпускные экзамены в институте, на распределительной комиссии у ректора в списке она была первой. Окончив вуз с красным дипломом, Валентина Никитична выбирала будущее место работы, которое, конечно, было в Глушковском районе. Уже здесь обосновывалась её семья. Она ехала к своему супругу, с которым они сняли квартирку на улице Ленина. А дальше было знакомство с его родителями в Кекино.

Директор школы Иван Егорович Анисимов попросил в больнице молодого рысака, которого запрягли в лёгкую летнюю линейку, подвесили колокольчик под дугой, и школьный музыкант Анатолий Семёнович Рожманов со своим знаменитым баяном и песнями, и, конечно же, молодожёны, буквально поскакали в Кекино для знакомства с родителями жениха. Весёлое было время, интересное – тут уж ничего не скажешь.

Когда в семье родилась маленькая Лариса, супруги уже жили в пришкольной квартирке, которая была для них тесноватой, и ждали квартиру настоящую, в строящемся благоустроенном доме. Первый секретарь райкома Пётр Семёнович Нешин, зная, насколько сильно молодая семья нуждается в расширении жилплощади, лично подписал ордер на получение жилья. Двухкомнатная уютная квартира была отделана по последнему слову тогдашней моды: у Ивана Васильевича были золотые руки, и такие вещи как побелка, покраска были выполнены им самим. Он украсил стены картинами с родными пейзажами, портретами жены и дочек, которые написал маслом на холсте.

Не один выпуск отправила во взрослую жизнь эта учительница. Провожая со школьного порога своих учеников, она на протяжении многих лет продолжает помнить их имена и иногда – проделки. Не так давно в одном из учреждений она увидела пожилого мужчину, который пристально на неё смотрел, а затем сказал, что лицо её знакомо.

-Наверное, когда-то учила, - заметила Валентина Никитична и назвала его имя и фамилию, - самым вертлявым в классе был…

И тогда он признался:

-Да мы с приятелем хотели воробьёв из рогаток пострелять, думали, что вы нас с урока прогоните…

-Ну что, прогнала?

-Нет, сказали, чтобы мы встали и постояли. Так стоя и слушали урок.

Она никогда не выгоняла из класса даже самых отъявленных хулиганов, и все они, как один, живут в её удивительной математической памяти. Она умела дать всем ученикам знания и справедливо признаёт, что не все ученики обладают математическим складом ума: есть и «отпетые гуманитарии», хотя в ней самой удивительно сочетаются физик и лирик.

Она любит читать, знает много стихов, обожает театр. Именно с него и началась её внеклассная деятельность. В далёких семидесятых на сцене старого Дома культуры она с коллегами и учениками поставила замечательную «Снегурочку» - довольно трудную в постановке пьесу с изумительными декорациями и костюмами, а настоящую прялку как реквизит достали в деревенском кекинском доме. Самое любопытное, что отправились они с этой пьесой на гастроли по всем сёлам нашего района, а благодарные сельские зрители с удовольствием накрывали, как теперь сказали бы, «поляну» для юных артистов.

Между тем времени требовала и семья, где уже росли две девочки, ведь с неё никто не снимал обязанностей мамы, жены, хозяйки дома, в котором надо было убрать, постирать, погладить, приготовить обед, кроме этого постоять в очередях за продуктами, ведь время было не такое уж изобильное. Во многом помогал супруг Иван Васильевич, который поддерживал жену в работе и организации быта. Он рано ушёл из жизни – спокойный и талантливый художник, которого уважали учителя, которого любили ученики.

Её две дочери очень заботятся о ней. Старшая Лариса после окончания технологического института так и осталась с семьёй в Петербурге, младшая Леночка живёт в той самой небольшой квартирке, где выросла и которая ей дорога. Теперь она осталась одна, похоронив своего второго супруга, который всегда по-доброму относился к ней и памяти Ивана Васильевича.

Вот строчки, написанные о ней одной из учениц: «Валентина Никитична на уроках любит докопаться до нашего ума и вытрясти из нас все знания. Старается дать ученикам как можно больше. Любит, чтобы на уроках слушали и никогда не обманывали. Как все женщины – очень внимательная. По мнению Валентины Никитичны, все дети должны быть идеальными пионерами. Любит много объяснять, поэтому задерживает на переменах. Не любит подхалимов. Любит деловые строгие костюмы. К ученикам относится нормально, привлекает к внеклассной работе. Характер мягкий. Справедливая, терпеливая, спокойная. Любит нас, хотя мы ведём себя не всегда хорошо. Всегда поможет в трудную минуту».

Она не имеет важных наград и считает, что самой главной наградой для неё является благодарность учеников, которых она искренне любила.

                     Ирина Третьякова

Дополнительная информация